Неисправности коробок передач
Неисправность коробки передач — это сложная поломка трансмиссии, устранению которой необходимо уделить много времени. У автоматических и механических КПП неисправности отличаются в силу отличия их конструкции. Например, автоматическая коробка может сильно перегреваться и/или на ней не включается определенная передача. В то же время на «механике» часто водителю физически сложно включить ту или иную передачу. В любом случае при выявлении проблем с коробкой передач автомобиля необходимо как можно быстрее выполнить диагностику и произвести работы.
Признаки неисправности АКПП
Существует 7 основных признаков того, что автоматическая коробка передач на автомобиле частично или полностью вышла из строя.
- Возникновение толчков (пинков) и вибраций при переключении передач. Это может быть как при переходе на высшую передачу, так и при понижении. Причем отмечается, что подобная неисправность имеет прогрессирующий характер. То есть на начальном этапе поломки подобные толчки едва ощутимы, а по истечении времени усиливаются и становятся критичными. Чем раньше обратитесь в этом случае за помощью, тем дешевле будет ремонт.
- Полный отказ коробки передач, уход в аварийный режим и невозможность переключения скоростей, соответственно, остановка автомобиля без возможности тронуться с места.
- Утечка трансмиссионной жидкости. Диагностировать эту поломку можно, если после длительной стоянки на асфальте или другом покрытии, где стоят автомобиль под АКПП имеются красные следы ATF.
- При разгоне из коробки передач доносятся хрустящие или шуршащие звуки, иногда стук.
- При разгоне автомобиля теряются динамические характеристики. Обратите внимание, что данный признак может указывать и на другие неисправности, в частности, с двигателем автомобиля.
- Большое количество стружки на магнитах или самом поддоне (можно заметить лишь при замене масла и снятии поддона).
- Ошибка на панели «Системная неисправность» или сигнальной лампочки на панели приборов. Подобная ошибка может быть вызвана самыми разными причинами — в том числе проблемами с силовым агрегатом и/или трансмиссией. Однако для точной диагностики в данном случае необходимо подключить к ЭБУ диагностический прибор для сканирования имеющихся ошибок и расшифровки полученных кодов (при их наличии).
- Пробуксовка коробки передач автомобиля во всех режимах, в том числе, “на холодную”. После прогревания нормальная работа возобновляется. Другой вариант заключается в том, что “на холодную” машина плохо разгоняется.
- Машина отказывается нормально разгоняться после нажатия на педаль тормоза. В частности, после включения на первую передачу происходит очень “тугой” разгон до того момента, пока не включится вторая передача. Далее разгон и езда происходят в штатном режиме.
- Задержки при переключении. Когда автомобиль стоит, то при переключении режимов могут быть задержки. А во время движения, в процессе переключения передач, машина будет слегка дергаться, само переключение также имеет некоторую задержку (около 1…2 секунд). Кроме этого, при разгоне до скорости 50…60 км/ч на нормально прогретой и исправной машине коробка должна переключиться как минимум два раза. Если этого не произошло — с коробкой имеются проблемы.
- Переключение скоростей происходит при повышенных оборотах, обычно около 3500…5000 оборотов в минуту. При этом пробуксовывания муфты сцепления нет.
- Давление масла в трансмиссии ниже нормы. Об этом указывает соответствующий индикатор на приборной панели.
- Металлический шум при работе двигателя на холостом ходу.
- Двигатель не запускается с помощью ключа ни в режим Р ни в режим N.
- Рычаг переключения передач не устанавливается в положение P.
- При включении нейтральной передачи автомобиль продолжает двигаться, как будто включена первая передача.
- При переключении из позиции «P» или «N» на любую скорость есть ощутимый толчок включения передачи, но машина буксует и не движется.
- Автомобиль едет нормально, но на длительном подъеме на последней скорости начинается пробуксовка и переключение на пониженную скорость происходит преждевременно.
- Замасливание картера гидротрансформатора.
Отдельно стоит остановиться на признаках поломки гидротрансформатора:
- машина не может ехать как вперед, так и назад, то есть, полный отказ АКПП;
- при переключении из положения нейтрали или стояночного тормоза на любую из передач машина или вовсе не едет или плохо разгоняется и при этом коробка буксует;
- при включении любой передачи в коробке нету ощутимого толчка, характерного в нормальном режиме;
- снижено или вовсе отсутствует магистральное давление трансмиссионного масла в системе.
Неисправности механических коробок передач
Механические коробки по своему устройству немного проще, чем автоматические, однако и у них тоже со временем возникают поломки. Обычно проблемы возникают в связи с износом приводных шестерен, падением уровня трансмиссионной жидкости, износом фрикционов и так далее. Признаки неисправностей на “механике” увидеть проще. Обычно при частичном выходе из строя МКПП с трудом включаются передачи, слышен хруст во время переключения и/или во время езды, возможно “выбивание” передачи во время движения.
Признаки неисправностей механической коробки автомобиля
Как и любой другой автомобильный узел, механическая коробка со временем частично выходит из строя. Признаком этого может быть:
- Не включается одна, несколько или даже все передачи.
- Передачи включаются с трудом, необходимо прикладывать значительные физические усилия для этого.
- Самопроизвольное выключение скоростей на «нейтраль». Происходит это, как правило, в движении, при добавлении либо сбрасывании газа, реже — просто на ровных оборотах двигателя.
- При включении и/или выключении какой-либо передачи из коробки доносится сильный хруст.
- При работе двигателя на холостых оборотах (на «нейтральной скорости») из коробки передач также раздается хруст.
- После стоянки автомобиля под ним образуется масляное пятно, вызванное утечкой масла из коробки, в частности, ее прокладок и/или сальников.
При выявлении хотя бы одного из перечисленных выше признаков необходимо проводить дополнительную диагностику с тем, чтобы минимизировать объем ремонтных работ и удешевить их.
Обратите внимание, что некоторые из описанных выше признаков указывают не на поломку непосредственно коробки передач, а на неисправности сцепления. Поэтому желательно проверить и его.